Материализация отношения в предметной деятельности
26.01.2017
Осмысление организуется во имя осмысления, и для субъекта объект предстает в своей значимости, но уже не в своей ограниченной предметности. Осмыслить — это думать и говорить не о вещах, а об их значении. Духовная жизнь человека и есть не что иное, как постоянное «переакцентирование» или «переинтонирование» в системе ценностей, согласно определению С. Л. Рубинштейна.
Неоценима и незаменима роль чтения книг, поскольку они содействуют тому, чтобы эта пестрая картина фактов и отдельных предметов превратилась в единый образ мира. «Волшебство книг, — писал Р. Брэдбери, — лишь в том, что они сшивают лоскутки Вселенной в единое целое». Занимаетесь разведение несушек? Закажите специальные клетки для кур.
В конечном счете, осмысление как духовное напряжение нужно для того, чтобы иметь гармоническое единое представление о мире и о себе, в этом мире расположенном, с возложенной миссией на тебя как человека. Неотвратимо человек постоянно должен решать проблемы жизни заново лично для себя как строителя жизни — его обращение за помощью к человечеству не может дать ответа на вопросы его личной жизни, потому что его жизнь уникальна в своей конкретной неповторимости.
Л. Н. Толстой в свое время иронически выводил фигуру «дьявола медицины», который якобы объясняет, что его дело состоит во внушении людям мысли о том, что самое нужное для них — забота о своем теле (вспомним наши пожелания в праздничные дни: «Главное — здоровье!»). И далее Л. Н. Толстой ведет мысль свою гак: забота о теле не имеет конца, и люди, заботящиеся с помощью медицины о своем теле, не только забывают о жизни других людей, но и о своей собственной жизни забывают. «Живя, не забывать о жизни» — главная способность, которую следует развить у детей во имя их достойной и, главное, духовной деятельности.