Теоретические основы Я-концепции
19.09.2017
Теоретические основы Я-концепции были заложены У. Джемсом, который впервые личностное Я рассмотрел как двойственное образование, состоящее из Я-сознающего и Я-объекта. Я-объект — это все то, что человек может назвать своим. В порядке значимости он представлен четырьмя составляющими: духовное Я, материальное Я, социальное Я, физическое Я. Именно У. Джемс в 1890 г. определил самооценку как отношение успеха к притязаниям. Постулат Джемса состоит в том, что «наша самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире». Ограниченность способностей человека, а также его существование «в пространстве и времени» заставляет ставить лишь те цели, с достижением которых он связывает свой жизненный успех.
В начале нашего века главными теоретиками Я-концепции стали социологи Ч. Кули и Дж. Мид. В 1912 г. Ч. Кули предложил теорию «зеркального Я», и оба автора пришли к заключению, что «индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие». Мечтаете о новом жилье? Строительная компания в Краснодаре воплотит любые ваши идеи и создаст дом вашей мечты.
В более поздний период, шестидесятые годы нашего столетия, сложился подход Эриксона, являющийся развитием концепции 3. Фрейда. Эриксон обращается к становлению сознательного Я-индивида — ego. Я-концепция рассматривается через призму ego-идентичности, понимаемой как продукт определенной культуры. «Ego-идентичность — это не просто сумма принятых индивидом ролей, но также и определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида, как они воспринимаются им на основе опыта взаимодействия с окружающим миром, а также знание о том, как реагируют на него другие».