Портрет Левицкого
12.06.2019
В портрете Левицкого, как и в ряде других изображений Екатерины II, отразилась характерная черта просветительской эпохи. Русская императрица прославляется не просто как монархиня, чья власть освящена Богом, и не как добрая царица в силу присущих ей от природы нравственных качеств, а как правительница, придерживающаяся принципов просвещенного правления и готовая признать над собой власть закона.
В программе портрета Д.Г. Левицкого образы и аллегории, соотносящиеся с понятиями справедливости и правосудия, использованы с наибольшей художественной выразительностью. Изображение интерьера храма с алтарем, на котором сжигается жертва, предназначенная Фемиде, представляет Екатерину не как правительницу, а как первого гражданина, как жрицу или почитательницу богини справедливости. Это подчеркивает и лавровый венок, которым императрица увенчана вместо короны. Изображение статуи богини правосудия в правом верхнем углу картины, вознесенное над фигурой Екатерины, также расставляет акценты, выявляя приоритет закона над царской властью.
Делаете ремонт? Вывоз строительного мусора спб лучше доверить профессионалам. Специалисты компании медиана в кратчайший срок уберут ненужный хлам и сэкономят ваше время и нервы.
Ту же роль прославления Екатерины II играли и сопоставления императрицы с личностью и деяниями Петра I, которого философы эпохи считали монархом, достойным подражания. 7 августа 1782 года на Сенатской площади Петербурга состоялось торжественное открытие конного монумента Петру I. Он стал памятником как деяниям Петра, так и царствованию Екатерины, что подчеркивала надпись на постаменте «Петру I - Екатерина II». Автор монумента французский скульптор Этьенн Морис Фальконе покинул Россию за четыре года до его открытия. По желанию императрицы, отказавшейся воздвигнуть уже отлитую статую Петра работы Б.-К. Растрелли, условия контракта предусматривали, что скульптор будет работать над изваянием непосредственно в Петербурге. Э.-М. Фальконе прибыл в столицу в 1766 году и проработал над памятником 12 лет. К 1770 году была закончена модель в натуральную величину и в течение двух недель выставлялась на всеобщее обозрение в мастерской скульптора. В 1775-1777 годах происходила отливка монумента.