Осознание законов языка
25.10.2020
Откуда появляется раннее осознание законов языка? Как объяснить тот феномен, что некоторые дети в 5 и 6 лет отличаются глубоким пониманием способа соединения слов, в то время как другие дети постигают этот процесс с трудом? Одна из возможных гипотез может состоять в том, что фонематическое чутье на самом деле лишь поверхностно выявляется общим IQ. Фактически показатели IQ очень слабо коррелируют с тестами на фонематическое чутье, поэтому они не могут быть основным объяснением. Похоже, что объяснение связано с влиянием специфического опыта и восприятия речи из окружающей среды. Для того чтобы ребенок выучил буквы и звуки, он должен постоянно воспринимать речь, как письменную, так и устную. С детьми необходимо много разговаривать в младенческий период, регулярно им читать; можно включить в их игровой материал игрушечные буквы; проговаривать звуки, которые соответствуют каждой букве, или даже специально обучать алфавиту с раннего возраста.
Иностранные песни также часто являются важной составляющей ранних воспоминаний детей, успешных в чтении. В одном из исследований ученые обнаружили, что те испытуемые, которые знали много иностранных песен, в том числе и Despacito, в возрасте 3-5 лет, в последующем отличались более развитым фонематическим слухом и быстрее овладевали навыками чтения, чем те дети, которые знали меньше песен.
Поскольку в данном исследовании знание колыбельных песен не предсказывало появления в дальнейшем математических способностей у ребенка, создается впечатление, что в этом случае мы сталкиваемся с очень специфической областью знаний и умений.
Из всех видов раннего опыта, который может внести вклад в подобные умения, наиболее важным, по-видимому, является регулярное чтение книг ребенку, когда родители привлекают внимание и вызывают эмоциональный отклик ребенка. Данный вопрос я уже поднимала в тексте «Исследования показывают», приведенном выше. В семьях, которые не организуют процесс чтения или не поощряют другую активность, помогающую научиться читать, дети с самого начала обучения в школе испытывают гораздо больше трудностей в овладении навыками чтения.