Многие русские писатели девятнадцатого века пользовались описанием интерьера дома или квартиры своего героя с целью более подробного раскрытия его образа. "Мой дом - моя крепость", то есть каждый украшает свой дом так, как ему нравиться. Поэтому по внутреннему убранству дома практически всегда можно судить о характере героя литературного произведения. Одним из писателей, создававших характер своих героев именно посредством описания интерьера, был Н.В. Гоголь. В "Мертвых душах" писатель, как мне кажется, наиболее удачно раскрывает характеры помещиков, используя именно этот прием (описание интерьера). У Николая Васильевича Гоголя интерьер является одним из средств для создания типов; в данном произведении ("Мертвых душах") - типов помещиков девятнадцатого века.
В "Мертвых душах" Н.В. Гоголь создает пять основных типов помещиков, и одним из средств создания этих типов является как раз описание интерьеров их домов.
Например, внутреннее убранство дома Н.П. Коробочки можно описать следующим образом: старенькие полосатые обои, картины с птицами, портреты Кутузова и военного в мундире, старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев. Все это ясно дает читателю понять, что помещица живет все еще по обычаям восемнадцатого века. Но тем не менее старается следить за домом и за хозяйством. Мое особое внимание привлекли стенные часы с нарисованными цветами на циферблате, которые были, наверное, такими же старыми, как и Настасья Петровна, но все равно продолжали работать, предварительно пошипев и похрипев.
Дом Ноздрева был неухоженным как внутри, так и снаружи. В кабинете помещика нет ни одной бумаги, что говорит об отсутствии работы у Ноздрева, а также о том, что он не следит за хозяйством и за счетами, так как он игрок, у него нет денег, он по уши в долгах. Зато у него есть ружья, что говорит о его страсти к охоте, а значит характеризует его как отчаянного, "исторического человека".
Собакевича Гоголь неспроста называет медведем и кулаком. Весь его дом - большая крепость. Там есть и портреты греческих полководцев во весь рост, и огромные кресла, и клетка, "из которой глядел дрозд темного цвета с белыми крапинками, очень похожий тоже на Собакевича". Все в доме было сделано добротно, крепко: "в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь". "Стол, кресла, стулья - все было самого тяжелого и беспокойного свойства, - словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: "И я тоже Собакевич!"".
В доме Плюшкина был полный беспорядок: сломанные стулья и часы, почерневшие картины, желтые листы бумаги, шкаф с выпавшей мозаикой и огромное количество пыльных непонятных вещей на полу. Плюшкин - "прореха на человечестве". Его страсть к накопительству доведена до такого абсурда, что он разорил сам себя и заморил голодом крестьян.
Наиболее подробно мне хотелось бы остановиться на описании интерьера дома помещика Манилова, так как мне кажется, что именно его характер лучше всего прослеживается через описание внутреннего убранства дома. Этот тип помещика, созданный Гоголем, характеризуется непрактичностью, скромностью, мечтательностью, неподдельной добротой и наивностью. Образ Манилова в произведении очень противоречив, что проявляется и в интерьере его жилища. "В доме его чего-нибудь вечно недостовало": в гостиной у него была прекрасная мебель, обтянутая дорогой шелковой материей, но на два кресла "ее недостало", и они стояли обтянутые рогожею. Манилов же, пытаясь показать свою заботу о доме и о хозяйстве, всякий раз предостерегая гостей словами: "Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы". Манилов был человеком спокойным и довольно ленивым, он никуда не торопился, его ничего не волновало. С первых дней женитьбы он планировал поставить в комнату мебель, но она пустует и во время визита Чичикова. Слуги ставили на стол очень "щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом", и тут же находился "просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале, хотя этого не замечал ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги". Да и как бы они могли заметить такую мелочь, когда супруги были ослеплены своим счастьем, продолжавшимся уже восемь лет и заключавшимся в долгих поцелуях на диване и в маленьких съедобных сюрпризах (конфетках, например), а слуги - нечистоплотные пьяницы и воры, которые крадут все из кладовой хозяина и готовят ему плохую еду. Но чем же занимался Манилов целыми днями, кроме общения с женой и сыновьями, Фемистоклюсом и Алкидом? Он сидел в своем кабинете и курил трубку. Стены там были выкрашены "какой-то голубенькой краской вроде серенькой", также в комнате находились четыре стула, одно кресло, предназначенное специально для гостей, стол, на котором лежала "знаменитая" книжка, открытая на четырнадцатой странице, несколько исписанных бумаг, но больше всего было табаку. Одним словом, "комната была, точно, не без приятности". Целый день Манилов складывал табак ровными кучками и мечтал о пруде, о каменном мостике, "на котором бы были по обеим сторонам лавки", о купцах, которые бы "продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян".
Мне кажется, что в "Мертвых душах" Н.В. Гоголь выбрал правильное средство создания характеров своих героев (описание интерьера их домов). Именно благодаря этому описанию, автор открывает нам внутренний мир своих героев, расширяет данные образы, дает читателю возможность самому выбирать наиболее симпатичного ему героя и, конечно, создает тип помещика, существовавший в девятнадцатом веке в России. Когда я впервые прочитала "Мертвые души", описание интерьеров домов помещиков очень помогло мне оценить их характеры и понять основные черты того или иного типа. Именно поэтому я выбрала это произведение Николая Васильевича Гоголя для раскрытия роли интерьера как средства характеристики героя литературного произведения русских писателей девятнадцатого века.
|